В 1968 году в № 3 журнала «Наука и жизнь» была опубликована статья инженера-кораблестроителя А. Гроссмана «Комфортабельный „Наутилус“ и тесная „Пантера“». В ней автор доказывал, что «Наутилус» в реальности невозможен, так как не сможет погрузиться под воду, а вес корабля сильно завышен.

В качестве доводов инженер приводил то, что на корабле слишком просторные залы при минимуме оборудования, из-за чего «Наутилус» при больших объёмах слишком лёгкий и, согласно закону Архимеда, будет постоянно плавать на поверхности.

Его утверждения показались публике настолько убедительными, что эту статью опубликовали на своих страницах ряд печатных изданий.

Даже когда в 1971 году в № 5 того же журнала, была опубликована статья инженера Г. Надъярных «В глубины мирового океана», где на сноске к тексту автор указал на ошибочность статьи Гроссмана, большинство читателей на эту связь попросту не обратили внимания.

Доказать несостоятельность статьи Гроссмана довольно просто. Объём корабля составляет 1500 м³, то есть для того, чтобы «Наутилус» смог опуститься под воду, его вес должен быть не менее 1500 т. Общий вес корабля складывается из следующего:

  • Водный балласт — около 150 т (150,72 т).
  • Внешний корпус — около 400 т (394,96 т).
  • Внутренний корпус — около 400 т (толщина его стенок в романе не указывается, но делать их тоньше стенок внешнего корпуса нет никакого смысла).
  • Киль — около 60 т (62т).
  • Переборки, шпангоуты, подпорки, гребной вал, боевой бивень, трюмная палуба — около 150 т.

Итого: для того, чтобы «Наутилус» смог погрузиться под воду, его машины, оборудование, батареи, обстановка, твёрдый балласт и прочее должны весить около 340 т, что вполне осуществимо на практике. Лёгкость деревянных шкафов и некоторого оборудования с легкостью компенсируется тяжёлым балластом.

Так, например, если его вес принять равным 240 т, а материалом взять свинец, то он займёт объём около 21 м³, что составляет 1,4 % от общего объёма корабля.